Регулирование деятельности билетных операторов государством

What-if-government-was-run-like-a-business

Трансформация билетного и промоутерского бизнеса РФ после Перестройки проходила быстрыми шагами. Первые западные звезды, аншлаговые концерты и создание рынка. Автоматизация существующих театров, уход от устаревших билетных книжек и создание билетных операторов.

Сейчас –  после Казани 2013, Сочи 2014 и в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 – государственные инвестиции являются главным драйвером роста инфраструктуры спортивных и концертных объектов. Возврат инвестиций во многом обусловлен эффективностью управления активами – заполняемостью стадионов, продуманной ценовой политикой, организацией фестивалей и проведением концертов на площадках. В структуре доходов площадки продажа билетов и абонементов занимает одно из первых мест. Будет ли основной инвестор вводить дополнительные механизмы регулирования билетного бизнеса?

На сегодняшний день все игроки билетного рынка сходятся в одном – рынок непрерывно растет и рост будет продолжаться в ближайшие несколько лет. Емкость билетного рынка РФ выражается миллиардами долларов (3-4 млрд $).  В данной статье промоутерский и билетный бизнесы рассматриваются в совокупности как цепочка реализации одной услуги.

Безусловно, кроме инвестиционной составляющей есть несколько моментов уже набивших оскомину всем участникам рынка и потребителям:

  • Отмены мероприятий. За последний год отменено более десяти крупных мероприятий. Нередки случаи, когда организаторы не возвращают деньги и скрываются. Страхование мероприятий не является обязательным, и нет никаких гарантий, что потребитель сможет вернуть деньги.
  • Слабая юридическая база, устаревшие нормы ведения билетного хозяйства. Несмотря на то, что все участники рынка легко продают электронный билет, храня номера билетов в базе данных, отсутствует процедура лицензирования и сертификации программного обеспечения продавца (билетного оператора).
  • “Человеческий фактор”. Непредсказуемые сложности с визовым режимом для ввоза зарубежных артистов, инициация отмены событий религиозными движениями.
  • Действия спекулянтов и мошенников. Фактически термин “спекуляция” давно устарел, однако его часто используют для обозначения лиц, перепродающих билеты, уклоняющихся от уплаты налогов. Для концертной деятельности и спортивных мероприятий процент билетов, проданных через спекулянтов, достигает 15 %. Легализация и регламентирование (не борьба!) подобной деятельности интересна как отрасли (лояльность потребителей), так и государству (собираемость налогов).

Конечно, интересами потребителя можно пренебречь, легальность электронного билета никому не мешает, артистов после петиций общественности начинают пускать, а спекулянты – это неотъемлемая часть рынка. Но в совокупности эти позиции представляют собой “необходимое” количество  формальных предлогов и причин для введения жесткого регулирования организации мероприятий со стороны государства. Как показывают тенденции с рынком SMS/VAS услуг – свято место пусто не бывает.

Государственное регулирование рынка – это российские реалии и, возможно, уже сейчас разрабатываются законы относительно билетного бизнеса? Регулирование тарифных групп, различные налоговые ставки для разных типов билетов?

Возможно ли по аналогии с туристическим бизнесом создать организацию, некий российский союз организаторов мероприятий (РСОМ)? Чем мог бы заниматься союз?

1. Представлять интересы отрасли.

2. Легализовать электронный билет.  Упростить отчетность для фискальных органов, тем самым – повысить уровень собираемости налогов.

3. Разработать недостающие регламенты, законы, процедуры для отрасли.

4. При вступлении организатора в союз, брать с организаторов обеспечительный платеж, гарантирующий возврат средств покупателям. Реализовывать обязательные схемы по страхованию.

5. Создать единый центр поддержки и помощи клиентам.

И т.д.

Стоит ли объединяться и предлагать свои условия или ждать пока нам навяжут что-то извне?

Комментарии

Другие публикации