Пол Хет об особенностях кинобизнеса в России и о влиянии санкций

Фото: Макс Новиков

Фото: Макс Новиков

Американец Пол Хет, создавший в свое время «Кодак Киномир» и Kinostar Deluxe, вместе с тремя инвестиционными фондами приобрел контрольный пакет «КАРО» в конце 2012 года. За 2014 год компания открыла уже два мультиплекса — 10-зальный в Реутове и 22-зальный в «Крокус Сити». До конца года откроется еще 17-зальный кинотеатр в молле «Авиапарк» на Ходынском поле. Всего же у «КАРО», недавно избавившейся от приставки «фильм» в названии, 221 экран в 30 кинотеатрах по всей России — она занимает третье место по количеству кинозалов после «Синема Парка» и «Формулы кино». Выручка компании за прошлый год составила, по оценкам Forbes, около 6 млрд рублей. В интервью Forbes Пол Хет рассказал, зачем современному зрителю 22-зальные мультиплексы, как экономические санкции сказываются на его бизнесе и почему в России кинотеатры меньше зарабатывают на газировке, чем в США.

— Когда вы только пришли в «КАРО», вы сказали, что хотите вывести компанию в лидеры рынка. Какие шаги вы предприняли в первую очередь?

— Я работаю на российском кинорынке с начала 90-х, и моя команда всегда старалась внедрять новые идеи и технологии. Мы делали кинотеатры западного образца как «Кодак Киномир», мультиплексы — как «Киностар», придумали VIP-залы, трехмерные показы, гибкую систему цен на билеты, пре-шоу и полуночные показы, одними из первых перешли на 3D и затем на IMAX.

Когда мы инвестировали в «КАРО» в 2012 году, мы первым делом стали думать, как еще мы можем изменить киноиндустрию. Вместе с американской компанией RealD мы разработали премиум-формат Luxe для показа объемного кино. В залах LUXE — огромные экраны, сделанные с добавлением серебра, что придает изображению дополнительную яркость. Совместно с компанией Seating Concepts мы разработали сиденья Turbo, которые пропускают через себя звуки и вибрации и усиливают ощущение присутствия в фильме: вы видите на экране самолет и чувствуете турбулентность.

Кроме того, в кинотеатрах мы начали устанавливать специальные автоматы для продажи билетов — «Каро Экспресс». Они сделаны как современные гаджеты, и людям очень нравится ими пользоваться. Мы пока поставили такие автоматы в двух кинотеатрах, но 75% наших клиентов там уже ими пользуются — покупают билеты, сами выбирают места, смотрят трейлеры к фильмам.

— Вы стараетесь расширять географию сети или сосредотачиваетесь на городах, которые уже освоили?

— И то и другое. Конечно, в первую очередь мы хотим защитить рынки, на которые уже вышли, потому что мы заботимся о своих инвестициях. Мы начинались как московская компания, и сейчас из 221 зала около 130 у нас находятся в Москве. Но все-таки уже почти половина нашего бизнеса сосредоточилась в других городах, потому что мы, как и наши инвесторы, верим в рост российских регионов. Мы все время ищем новые площадки, недавно кинотеатры «КАРО» появились в Сургуте и Екатеринбурге, в следующем году мы откроем два новых кинотеатра еще в двух городах.

— Все эти новые технологии — 3D, премиум-форматы — так необходимы для того, чтобы продать фильм? Обычного формата 2D для современного зрителя уже недостаточно?

— 2D-фильмы для нашей аудитории важны так же, как и 3D. Тем более что многие из мировых режиссеров вообще не используют формат 3D. Для нас же важно, чтобы картинка и звук в фильме были лучшего качества, чтобы у нас были удобные, чистые кинотеатры с хорошим дизайном. Ожидания кинозрителей действительно быстро растут, и нам приходится отвечать им. Не говоря уже о тех вызовах, которые нам бросают интернет и домашние кинотеатры — сегодня ведь посмотреть хороший фильм в удобной и приятной обстановке уже не проблема. Поэтому нам приходится предоставлять зрителю нечто большее, чем просто кино. Так и появляется «новое поколение кинотеатров». Технологии, как и высококачественный сервис, а также разнообразные развлечения — это наши конкурентные преимущества.

— Какой кинотеатр самый прибыльный в вашей сети?

— Мы частная компания и не раскрываем финансовые детали, но я могу сказать, что два наших кинотеатра входят в топ-10 самых прибыльных по стране. Это «КАРО 9 Атриум» и «КАРО 11 Октябрь» (цифры в названиях обозначают количество залов), а скоро, как мы ожидаем, в первую десятку войдут и наши новые кинотеатры — «Реутов» и «Вегас». Они растут очень быстро — «Вегас» за первые пять недель посетили 70 000 человек. Больше половины из них пришли на фестиваль льготных показов, который продолжался целую неделю. После такого опыта, кстати, мы решили проводить этот фестиваль ежегодно.

— Вы ожидаете, что «Вегас» будет заполнен постоянно, все 22 зала?

— Нет, конечно. Я думаю, что будут некоторые пиковые периоды, новогодние праздники например. Идея такого большого кинотеатра не в том, чтобы он был постоянно заполнен, а том, что в любой момент любой зритель может найти там кино на свой вкус — новый сай-фай из США, авторское кино из России, китайский боевик, французскую комедию и т. д. Это как аэропорт, в котором ты можешь выбрать любое направление.

— Повлияла ли как-то политическая ситуация, санкции на ваш бизнес?

— Мы даем людям возможность прийти и хорошо провести время, на это политика никак не влияет. Зато она влияет на стоимость кредитов, которые мы берем в банке. Когда в феврале мы объявили об инвестициях в размере $150 млн, часть из этих средств были как раз кредитными. Поскольку в кинотеатральном бизнесе сравнительно небольшая маржа, то возросшие кредитные ставки немедленно ударяют по нашей прибыли. Конечно, для нас неприятны и колебания курса валюты. В России большая часть коммерческой недвижимости завязана на долларе. Поэтому растут затраты на аренду.

— Кстати, ведь для многих кинотеатров именно еда и напитки являются главным источником дохода. Так ли это для «КАРО»?

Нам основную часть доходов приносят все-таки билеты. Обычно еда и напитки приносят кинотеатрам от 30% до 45% процентов выручки. Хороший управляющий в кинотеатре всегда мечтает увеличить эту долю, потому что в этом бизнесе больше маржа, чем при продаже билетов. Поэтому мы очень стараемся держать качество еды и напитков на высоком уровне. В кинотеатральном бизнесе маржа же очень скромная ввиду ощутимых затрат на сами кинопоказы, поэтому приходится очень осторожно соотносить доходы и расходы.

Интересно, кстати, что на каждом рынке свои особенности. В России куда более популярен сладкий попкорн, чем соленый. Здесь чаще берут напитки безо льда — видимо, из-за холода. Газировку со льдом вообще-то продавать выгоднее, потому что так вы расходуете меньше самого напитка. Но что делать, необходимо это все учитывать.

— Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы кинотеатральной индустрии в России?

Как и на других растущих рынках, владельцы некоторых кинотеатров здесь начинают увеличивать ренту — девелоперы порой думают, что они могут брать больше денег, чем может позволить себе индустрия. В конце 1990-х в США шесть из десяти лидирующих кинотеатральных сетей таким образом обанкротились. В России некоторое время назад я наблюдал такие тенденции: люди соглашались на ренту, которая бы их разорила, но нынешний кризис немного замедлил этот процесс.

В таком бизнесе, как кино, высокая рента опасна. Он же циклический: два суперуспешных года, два средненьких и один плохой. В год, когда нет хитов, ты легко можешь разориться. Вот этот год по мировым продажам — худший с 2007 года. В США, к примеру, это был худший летний сезон с 1992 года. В этом году действительно не было таких хитов, как в прошлом со «Сталинградом» или «Мстителями», но 2015-й и 2016-й обещают быть куда лучше.

— Что вы думаете о предложении депутатов ввести квоты на показ российского кино в кинотеатрах?

Мне не кажется, что это было реалистичное предложение, поэтому я не расцениваю это как фактор влияния или угрозы для нашего бизнеса. Потом, и продюсеры, и режиссеры, и кинотеатры — все понимают, что российский зритель все равно будет ходить на хорошие фильмы. Вне зависимости от того, где они сняты. «Сталинград» с 60-миллионным бокс-офисом, «Легенда номер 17», «Вий» — все эти фильмы были очень успешны. В итоге в прошлом году доля российских фильмов в прокате составила 18%, в первой половине этого года — уже 25%.

Квоты, как мне кажется, только заставят людей смотреть пиратские копии. Для развития российского кино надо в первую очередь улучшать образование — учить писать сценарии, снимать фильмы, которые будут коммерчески успешны. И все получится само собой. Как в Южной Корее, где половину проката занимают местные фильмы. Но пока в России снимается слишком мало фильмов, чтобы в такой же степени поддерживать кинотеатры. Если бы мы показывали только местное кино, нам пришлось бы закрыться.

Мы, кстати, придумали и уже начали реализовывать программу для продвижения российского кино — «КАРО Arts». В каждом нашем большом кинотеатре мы выделяем один зал для показа авторского и фестивального кино, у которого сегодня мало шансов пробиться к зрителю. Показы будут проходить по специальным ценам или в рамках льготных акций. Утром по выходным мы будем устраивать показы российских мультфильмов и фильмов для семей с детьми. Еще мы хотим приглашать режиссеров, чтобы они рассказывали о работе над фильмами, отвечали на вопросы зрителей. Отдельно мы запускаем программу «КАРО Classics» — родители моей жены, например, не раз говорили, что хотели бы ходить в кино на советскую классику.

Материал: Елизавета Сурганова

Подробнее: www.forbes.ru

Комментарии

Другие публикации