Концертный билетный рынок Санкт-Петербурга. Тенденции развития

1027477096

Казалось бы, что может быть менее захватывающим и волнующим, чем рынок билетных операторов Санкт-Петербурга, занимающихся современной музыкой. Однако, начиная с начала нулевых, этот сегмент «музыкальной торговли» претерпел множество интересных метаморфоз, которые прошли мимо широкой публики. У обывателя, наверное, все это время рябило в глазах от названий компаний, появляющихся в городе и предлагающих приобрести билеты на концерты. Мало кто задумывался всерьез о своей лояльности к тому или иному бренду, об осознанном выборе. Все это время миром билетных продаж Петербурга правила ценовая конкуренция. Предложение о самых  дешевых билетах и эксклюзивных акциях разлетались настолько быстро, что слушатели толпами метались между сайтами и кассами выдачи.

Очень надеюсь, что в ближайшее время продавцы наконец-то задумаются о чем-то большем, чем экспансия и дележка рынка, например – о других стратегиях, кроме ценовых, об уровне сервиса, кадровой политике. Надежда такая есть потому, что в 2013 году произошло кое-что, позволяющее говорить о стабилизации структуры билетных операторов города. Давайте все вспомним и выясним, что же произошло.

ТЕНДЕНЦИЯ 1. Новые игроки

С начала 90-х ДТЗК (Дирекция театральных и зрелищных касс) сохраняет свою сеть «театральных касс» по всему городу. Оператор-монополист Ленинграда по сути таким и оставался в Санкт-Петербурге до начала 00-х.

В 1999 году Евгений Финкельштейн (корпорация PMI) включает в свои структуры Kassir.ru. Сложно сказать, насколько интернет-оператор мог существовать самостоятельно и навязать конкуренцию ДТЗК, но теперь «Кассир» входит в состав организации, привозившей в Россию Depeche Mode, Paul McCartney, Elton John, Rolling Stones, Metallica и др. Так безусловная монополия ДТЗК в сфере продаж билетов на концерты современной музыки впервые пошатнулась.

В 2003 году открывается Concert.ru. Оператор вроде московский и не угрожающий Петербургским продавцам. Однако, после подписания партнерского соглашения между Concert.ru и «Евросеть» ситуация на рынке резко поменялась. ДТЗК мгновенно перестал быть крупнейшей сетью точек продаж билетов на концерты.

С 2007 по 2009 годы открываются Muzbilet.ruAlloshow.ruBiletsofit.ru, подробнее об этом – чуть ниже.
В начале 10-х указанные сетевые билетные агентства заключают картельный сговор, назначая единую наценку в 10% на все продаваемые билеты… Эпоха сетевых билетных операторов вошла в стадию стабильности.

ТЕНДЕНЦИЯ 2. Инди-агенты

Рыночные игры крупных операторов, большие комиссионные, а потом еще и единая наценка оставляли и оставляют большой простор для появления независимых билетных агентов, решающих локальные задачи за счет ограничения своего формата. Таким образом эти агенты получают  преимущества, позволяющие им существовать на рынке.

Довольно долгое время продажа билетов была одним из главных направлений магазинов CD и атрибутики. Продажи дисков постепенно падали, продажа одежды и браслетов – тоже дело нестабильное и подверженное моде. Магазины закрывались, и сейчас можно говорить об одном единственном магазине, объем продаж билетов которого настолько велик, что можно его причислить к билетным агентам. Это легендарный Castle Rock, находящийся прямо напротив Московского вокзала. Отсутствие наценки, выгодное местоположение и дружба со старой русско-роковой тусовкой еще 80-х годов позволили магазину продать, например, до 15% всех билетов на фестиваль «Премия FUZZ» в СК «Юбилейный» в 2008 году или 40% на сольный концерт «Кукрыниксов» в СКК «Петербургский». Регулярные эксклюзивные акции совместно с ООО «Стоп-тайм» до сих пор заставляют стекаться в магазин толпы поклонников фестивалей «Окна открой» и «Мир без наркотиков». Вполне понятно, что такой билетный агент имеет ограничения по формату: до сих пор ходит байка, как вместо билетов на «Алису» организаторы завезли в «Кастыль» Хулио Иглесиаса, что наверняка вызвало гомерический хохот всего неформального персонала.

С 2007 по 2010 год в Петербурге существовал уникальный независимый интернет-оператор, тоже ограничивший себя форматом «рока». Виртуальный клуб «НашРок» родился вместе с сетью ВКонтакте, позиционировал себя как дисконтный оператор, сумел охватить огромную аудиторию рокеров-меломанов через массовое добавление в друзья и рассылки приглашений на встречи в те времена, когда это еще не считалось спамом. Клуб до сих пор развивается, пережил революцию ВКонтакте, когда был введен микроблог, преобразовался из оператора в СМИ, сохранил и преумножил охват аудитории за счет размещения группы в популярных сообществах. А вот с рынка активных продаж клубу пришлось уйти из-за конкуренции с кассами клубов, продвигающими собственные эксклюзивные акции. За недолгий период существования «НашРок» отметился успешной работой с клубами «Порт», «ГлавКлаб», «Орландина» и частными промоутерами. Из главных успехов можно отметить 25% проданных билетов на концерты «Дельфина» и 5diez, больше 10% на концерты групп «Кукрыниксы», Lumen, «Мельница», «Пилот». Схема работы клуба состояла из бронирования билетов ВКонтакте и выкупа «с рук» в центре города в указанное время 2-3 раза в неделю.

В 2013 году появился интересный независимый интернет-оператор Muzkassa.ru. Последим за его деятельностью. Пока можно только сказать, что Castle Rock стал одной из точек выкупа «Музкассы». То есть мы видим пример интеграции независимых операторов. Но давайте поговорим сейчас о другой интеграции.

ТЕНДЕНЦИЯ НОМЕР 3. Вертикальная интеграция и «карманные операторы»

К 2013 году Санкт-Петербург стал городом с наиболее развитым концертным бизнесом в России. Почти все сегменты музыкального рынка освоены, концертные агентства и промоутеры знают наперечет все сильные стороны артистов, артисты умело торгуют своим брендом. Практически все игроки уже давно и по существу задумались о том, что делиться прибылью с посредниками, продающими билеты, особенного смысла нет. Действительно, если промоутеры и артисты могут направить толпу поклонников куда захотят, можно открыть собственный билетный отдел и завести «карманного оператора».

Именно эта тенденция правила бал последние 5 лет. Проследим хронологию:

– С конца 00-х все эксклюзивные акции по продажам билетов на концерты PMI осуществляет Kassir.ru. Наверняка, жители города замечают, что иногда за полгода появляются афиши крупных событий, где фраза «билеты – только на Kassir.ru» занимает до 20% места.

– В 2007 году ООО «Ваш билет» (Muzbilet.ru) открывается не без участия другого крупнейшего организатора масштабных событий города, агентства NCA (Red Hot Chili Peppers, Lana Del Rey, Linkin Park, MUSE, Madonna и др., «Рок Над Волгой», Tuborg Greenfest, «Наши в Городе», «РокОт Балтики», «Дискотека 80-х», «Легенды Ретро FM» и др.). И здесь излишне вспоминать, что любой слушатель «Нашего радио» наизусть знает, где находится первая, самая недорогая партия билетов на концерты «Алисы», «Сплина», «Короля и шута», «Пикника», на фестивали «Чартова дюжина», «20 (30, 50 лет) без (с) Кино (Наутилус, Руки вверх и т.п.)»

– В 2009 году крупнейший прокатчик оборудования и организатор концертов в «Ледовом дворце», компания «Еврошоу», объявляет о запуске собственного сервиса продаж билетов alloshow.ru. И этот оператор уже успел создать серьезный прецедент: огромный процент билетов (если не 100, на концерты Rammstein, например) реализуются именно через АллоШоу.

Все без исключения топ-клубы, выходящие на рынок с 2009 года, активно развивают собственные билетные отделы. Кассы клубов «ГлавКлаб», «Зал ожидания», «Космонавт», «Аврора», Jagger работают ежедневно в течение всего дня. В этих точках продаж осуществляются эксклюзивные акции по продажам билетов на концерты, которые клубы организуют самостоятельно. Фраза «первые 100 билетов по … рублей только в кассе клуба» стала обычной. Единственной проблемой клубов и камнем преткновения стала система онлайн-продаж. Многие клубы организовали систему онлайн-бронирования с выкупом в кассе клуба, другим приходилось пользоваться услугами тех же Concert.ruMuzbilet.ru и Kassir.ru.

Ну а в 2013 году произошло то, что заставило рассмотреть тенденцию вертикальной интеграции как завершившуюся. На рынок вышли инновационные билетные операторы(платформы) Radario.ru и Ponominalu.ru, которые позволяют встраивать системы продаж электронных билетов прямо на сайты клубов, предлагая полноценный и современный аутсорсинг процесса продаж. Теперь, оставаясь на сайте клуба «Космонавт» или «Зал ожидания», вы можете оплатить билеты электронными кошельками и банковскими картами и получить билеты на свой e-mail. Комиссия, которую берут за эту операцию новые билетные операторы, ниже, чем у старых билетных операторов.

ВЫВОДЫ:

Таким образом, потихоньку завершаются все три тенденции, которые правили бал на рынке с начала 00-х. Конечно, старые операторы еще поборются, вложатся в инновации и предложат свои услуги организаторам концертов, появится новые инди-операторы, но это будут уже локальные бои, а не структурные изменения.

Ну а мы ждем чего-нибудь существенно нового!

Комментарии

Другие публикации