Как устроен билетный бизнес в сфере организации зрелищных мероприятий

fef6fd68

Покупка билета на концерт, спортивное мероприятие или театральное представление для большинства из нас – дело довольно привычное. Даже если мы выбираемся «в свет» лишь пару раз в год, все равно с покупкой билетов обычно не возникает трудностей. Мы обращаемся к билетным агентам, в билетные кассы концертных залов, театров, стадионов или приобретаем билеты в интернете.

Наверняка многие замечали, что цена билета на мероприятие может колебаться в зависимости от продавца и времени, когда приобретается билет.

Разница между покупкой билета заранее и за 10 минут до начала в целом понятна: организаторы стимулируют раннюю покупку билетов, поскольку хотят быстрее вернуть деньги, потраченные на организацию мероприятия (гонорар артиста, оплата труда задействованных лиц, рекламная кампания).

А вот вопрос колебания стоимости билета у разных продавцов несколько сложнее. И дело здесь не только в желании отдельного продавца обогатиться за наш счет. То, что продавец получает определенное вознаграждение за свои услуги, предоставляя нам возможность купить билет и попасть на мероприятие, – вполне нормально и законно. Однако вознаграждение продавца может складываться из нескольких элементов. Все зависит от содержания агентского договора, заключаемого между организатором и агентом. Кроме того, большое значение имеет длина цепочки посредников – агентов и субагентов.

Короткая цепочка складывается минимум из трех элементов: это выступающие артисты, организаторы концерта и посетители, покупающие билет на мероприятие. Если артисты напрямую контактируют с организатором, предоставляющим им площадку для выступления и при этом занимающимся реализацией билетов, то стоимость билета зависит от пожеланий артистов (гонорар за выступление), расходов организатора (аренда помещения, оплата труда задействованных лиц, аренда оборудования, реклама и др.) и его собственного вознаграждения, а также от количества мест. Схема довольно проста.

схема 1 копия

А теперь представим, что вы хотите посетить не выступление местной группы, а концерт артиста мирового уровня. Количество звеньев в цепи возрастет. Во-первых, звезду нужно пригласить, и здесь на сцену помимо самого исполнителя выходят его всевозможные агенты, менеджеры, зарубежные компании-посредники и иные заинтересованные лица.

схема 2 копия

Во-вторых, сильно возрастает и количество возможных посетителей мероприятия, а, следовательно, и количество билетов для продажи. Чтобы охватить максимальное количество желающих и реализовать билетную массу, организаторам приходится прибегать к посредничеству билетных агентств и продавцов. Билетные агентства, в свою очередь, могут обратиться к посредникам – более мелким распространителям.

схема 3 копия

Понятно, что никто из них не работает себе в убыток. Агентское вознаграждение может складываться из определенного процента с каждого вырученного билета, в этом случае организатор делится с билетными агентствами частью своего дохода, но первоначальная стоимость билета остается неизменной. Другой вариант –  увеличение стоимости за счет так называемого сервисного сбора. Сервисный сбор – это фиксированная сумма, которую продавец взимает с нас дополнительно в качестве платы за его услуги по продаже нам билета.

Известная народная мудрость учит нас не гнаться за дешевизной, поскольку «скупой платит дважды». С другой стороны, никто не заинтересован переплачивать или кормить спекулянтов. Грамотное планирование свободного времени и получение информации о мероприятиях заранее позволит вам сэкономить при покупке билетов. А современные компьютерные технологии дадут возможность купить электронный билет, не выходя из дома и по выгодной цене.

Глоссарий:

Агентское вознаграждение – стоимость услуг билетного агентства. Чаще всего складывается из определенного процента от номинальной стоимости билета с вырученной суммы за реализацию билетов. Агентское вознаграждение обговаривается индивидуально в договоре, заключаемом между организатором / промоутером и билетным агентством (или между билетным агентством и субагентами), может колебаться в зависимости от количества реализованных билетов, скорости их реализации, ценовой категории мест, тарифов и т.д.

Артист – человек или группа людей, предоставляющие услуги развлекательного характера.

Билетное агентство – занимается реализацией билетной массы конечному потребителю напрямую или при посредничестве субагентов. За реализацию билетной массы, предоставляемой организатором, билетное агентство получает агентское вознаграждение, обговариваемое каждый раз индивидуально в рамках заключаемого агентского договора.

Организатор / Промоутер – является главным ответственным за проведение зрелищного мероприятия. Договаривается с артистом или его агентом, выполняет требования артиста для полноценного выступления, выплачивает гонорар, организует приезд, размещение, охрану и др. вопросы, связанные с выступлением артиста. Организует площадку для проведения зрелищного мероприятия, рассчитывает смету мероприятия и устанавливает номинальную стоимость билета. Производит билетную массу и передает ее для реализации в билетные агентства.

Площадка – место проведения мероприятия. Включает в себя помещение и необходимую для его полноценного функционирования инфраструктуру (материальные, технические, информационные, человеческие и иные ресурсы). Ключевую роль в работе площадки при проведении мероприятия играет система контроля доступа (СКД).

Представитель артиста / Зарубежная компания – посредники, облегчающие возможность организаторам / промоутерам связаться с артистами и договориться о проведении зрелищного мероприятия, владеют базами данных артистов, условиями их сотрудничества и иногда правами на организацию их выступлений.

схема 4 копия

Сервисный сбор – это добавочная стоимость к номинальной стоимости билета, дополнительная сумма, взимаемая билетным агентом с конечного потребителя за предоставление возможности купить билет и посетить зрелищное мероприятие. Сервисный сбор облагается НДС.

Субагент – посредник в реализации билетов между билетным агентством и конечным потребителем. За реализацию билетов с конечного потребителя взимается  сервисный сбор.

 

Если у вас остались вопросы о том,  как работает билетный рынок по зрелищным мероприятиям, пишите нам.

А в следующий раз мы затронем тему спекулянтов билетного рынка.

 

Комментарии

Другие публикации