Шоу-бизнес тоже под санкциями

Фото: www.hitkiller.com

Фото: www.hitkiller.com

Шоу-бизнес тоже под санкциями. Формального запрета на выступления группы “Океан Ельзи” в России нет, но концертные площадки страны для нее закрыты “по техническим причинам”. Политика под видом технических причин срывает выступления и западным металлистам, и российским артистам первого эшелона вроде “Машины времени” или “Ночных снайперов”.

БОЛЬШЕ ЧЕМ КОНЦЕРТ

Казалось бы, ты рок-звезда – и что тебе этот дом культуры? Но концертные гонорары – основная статья дохода российских музыкантов, и отмена выступлений не просто портит настроение, но и бьет по кошельку.

 “Машина времени“, а также сольные проекты ее лидера Андрея Макаревича больше всех пострадали от развернувшейся охоты на ведьм. Все началось в середине августа, после того как артист съездил на Донбасс — выступить перед беженцами в Святогорске и своими глазами увидеть разрушенный Славянск. Оба города незадолго до этого были оставлены ополченцами из так называемой “Донецкой народной республики”.

Реакция на эту поездку в общем была предсказуема, но удивила своей жесткостью: все же вечный Макар, всеобщий любимец. Известный депутат Евгений Федоров рассказал, что, по его информации, “Андрей Макаревич давно сотрудничает с фашистами”, и предложил лишить музыканта государственных наград. В том же духе выступили как столпы власти Иосиф Кобзон и Никита Михалков, так и недавно еще оппозиционный идеолог Эдуард Лимонов и многие другие комментаторы. СМИ прозвали народного артиста России любимцем киевской хунты и начали донимать его хамскими вопросами. Поначалу казалось, что очередной громкий информационный повод переключит внимание публики на другую тему, однако травля только усиливалась, и музыкант даже написал открытое письмо Владимиру Путину с просьбой прекратить шабаш, порочащий его имя. Не помогло – и слова Дмитрия Пескова о том, что у президента есть дела более важные, чем разбираться с письмом Макаревича, прозвучали красноречиво.

Лишь 7 сентября Андрею Макаревичу удалось дать благотворительный концерт в Москве (вместе со Светланой Сургановой), а вот выступление в Доме музыки 25 сентября попытались сорвать: нацболы распылили газ, выступив в стиле подзабытых уже “нашистов”. Далее последовали отмены концертов Макаревича и джазового музыканта Ильдара Казаханова в Новосибирске, Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Саратове и Самаре. Причины назывались разные — от плохих продаж билетов до технических неполадок. На прошлой неделе был отменен концерт “Оркестра креольского танго” (известный сайд-проект Макаревича) в Баку: по словам артиста, местные власти “испугались проукраинских выступлений”.

ЗАПРЕТ ПО РЕКОМЕНДАЦИИ

Поверить в то, что проблемы могут быть у “Машины времени”, группы, которая еще недавно считалась лояльной власти, было решительно невозможно. Но это произошло. Не состоялся запланированный на 19 сентября концерт в Самаре. Не будет выступления в Воронеже 8 ноября.

Точно установить, кто принимает решение об отмене концертов, невозможно. 3 июля Диана Арбенина выступила в Киеве с концертом в честь своего юбилея. С тех пор ее группе “Ночные снайперы” не дают играть в России. После киевского концерта на НТВ вышел сюжет “13 друзей хунты”, в котором наряду с Макаревичем в список врагов российского народа включили и Арбенину.

В Москве и Санкт-Петербурге проблем у “Снайперов” пока нет – только в провинции. Запланированных концертов не будет в Белгороде, Владимире, Волгограде, Иваново, Казани, Костроме, Курске, Нижнем Новгороде, Орле, Костроме, Курске и Твери. Константин Филиппов рассказывает, что препоны музыкантам чинят организаторы на местах: “Они просто не разобрались до конца в ситуации и боятся. Диана со сцены сказала, что ей жаль, что другие исполнители решили не выступать в Киеве. Она не делала политических заявлений, только сказала, что не хочет братоубийственной войны”.

Группа Noize MC – тоже в черном списке. Опять постаралось НТВ. После нового сюжета — “17 друзей хунты”, из которого зрители узнали, что на недавнем концерте во Львове лидер Noize MC Иван Алексеев повязал на талии украинский флаг, у группы посыпалось расписание российского тура. Концерты Noize MC были сорваны в Самаре и Нижнем Новгороде, вообще отменены в Омске и Владивостоке. В Омске музыканты все же сыграли, найдя альтернативную площадку, причем бесплатно.

Если шоу отменяют в последний момент вследствие каких-нибудь “технических причин”, основные потери несут организаторы.

Boys Art Group собирается судиться с залами в Костроме, Иваново и Владимире, которые отказались принять “Ночных снайперов”. По словам Александры Горской, в мировой практике такой пункт договора, как “Форс-мажор”, включает конкретный список инцидентов – обстоятельствами непреодолимой силы обычно признают, например, наводнение или пожар. У нас же, замечает собеседница “Денег”, руководители пытаются выдать за форс-мажор, скажем, задымление.

ОТМЕНА ПО “БОЖЬЕЙ ВОЛЕ”

Если не считать “Океана Ельзи”, только одна действительно важная зарубежная группа не доехала до России из-за украинского кризиса – американцы The National. Отменив московский и питерский концерты, музыканты лишили своего шоу и Киев. Неожиданно проблемы начали возникать и у тех, кто приезжает. За последние несколько месяцев были частично сорваны гастроли вполне аполитичных рокеров Behemoth, Cannibal Corpse и Marilyn Manson. Под угрозой срыва были шоу группы Slayer, но они все-таки состоялись.

Украина ни при чем, но и тут – политика. У концертного бизнеса появилась головная боль в лице православных активистов: это движение “Божья воля” Дмитрия Энтео (Цорионова) и другие борцы с “западными псевдоценностями и пропагандой порока”.

Во всех случаях события развивались по одному и тому же сценарию. Накануне гастролей нравственно озабоченные граждане обращаются к властям с требованием запретить концерты под любым предлогом, просят прокуратуру проверить содержание текстов на наличие в них экстремизма, сатанизма или еще чего-нибудь нехорошего и угрожают, что, если к их мнению не прислушаются, они будут действовать самостоятельно.

Весенний тур польских металлистов Behemoth, чьи выступления, по мнению Дмитрия Энтео, “зачастую становятся площадкой для вербовки в оккультные деструктивные культы”, должен был состоять из 13 концертов — сыграть удалось лишь четыре. В нескольких городах музыкантам опять же помешали выступить “технические причины”, а там, где административный ресурс подключить не удалось, как, например, в Новосибирске, концерты не состоялись из-за угрозы беспорядков – со стороны поборников нравственности. Из Екатеринбурга коллектив депортировали на родину – нашлась формальная причина: отсутствие специальных рабочих виз.

Спустя несколько месяцев в Новосибирске не смог отыграть и Мэрилин Мэнсон – по сравнению с Behemoth в высшей степени целомудренный артист. Организаторы шоу рассказали, что концерт, по мнению “властей всех уровней”, угрожал проведению Дня города. Через несколько дней группа должна была сыграть в Москве в качестве одного из хедлайнеров фестиваля Park Live на ВДНХ. До Дня города было еще далеко, и неизвестные нашли другой способ: позвонили в полицию и наврали про готовящийся теракт.

Когда в Россию в октябре пожаловали певцы кровавых оргий американские металлисты Cannibal Corpse, снова было применено идеальное оружие — “технические причины”. Схема сработала последовательно в Уфе, Москве и Санкт-Петербурге (в Нижнем Новгороде едва начавшийся концерт сорвали сотрудники ФСКН). Например, официальная причина отмены московского шоу – “сгоревший комбик”. А вот попытка пойти по, казалось бы, самому логичному пути результата не дала. Накануне концерта Cannibal Corpse в Челябинске областная прокуратура обнаружила в песнях группы насилие и извращения, а также “сатанинский и антихристианский характер” (поводом для проверки стало обращение местных пенсионеров), однако все, чем она смогла помочь по закону, – потребовать исключить из программы три особенно брутальные песни и не пускать на выступление лиц младше 18 лет.

Продолжат ли возникать “технические причины”? “Коммерчески успешных артистов, чье творчество можно назвать шокирующим, не так уж много, и почти все они – Behemoth, Cannibal Corpse, King Diamond, Slayer и еще несколько групп – только что приезжали. Сейчас, даст бог, пройдет тур Cradle of Filth, и на этом в общем все”,– успокаивает Стас Зализняк, генеральный директор компании The Motley Concerts, которая привозила в Россию Cannibal Corpse. (В день сдачи номера стало известно, что концерт Cradle of Filth в Нижнем Новгороде по техническим причинам отменен.) Возможно, к следующим гастролям тяжелых групп истерика стихнет. Не совсем понятно, как быть с Мэрилином Мэнсоном, который в России выступает более или менее часто. Стас Зализняк считает, что организаторы его гастролей совершили тактическую ошибку. Не стоило пытаться провести его концерты под открытым небом: такие выступления можно определить как городское мероприятие, а этот формат накладывает на организаторов более серьезные ограничения, нежели выступление на закрытой площадке. Такие риски, кстати, шоу-бизнес несет не только в России. Летом Эминему не дали выступить на фестивале в лондонском Гайд-парке – и тоже по соображениям этики, хотя и противоположным российским: рэпера обвинили в том, что он гомофоб. Что не помешало его дальнейшим сольным выступлениям на стадионах.

Впрочем, даже если рок-н-ролл мертв, еще не все его звезды забыли, с чего все начиналось. Сейчас главная интрига — какой будет реакция на предстоящий концерт Бориса Гребенщикова в Киеве.

Материал: Екатерина Преображенская, Олег Хохлов

Источник: sia.ru