Эксперты об отмене концертов Дианы Арбениной

gruppa_nochnye_snaipery

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» отмену концерта Арбениной.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— На самом деле ситуация достаточно типична для мировой практики, потому что когда действия мастеров культуры идут вразрез с действиями власти, которая контролирует основные потоки материальных ресурсов, то всегда следует санкция. В государстве, где не очень развито культурное манипулирование, эти санкции носят прямой характер, то есть их начинают преследовать, как в советское время, допустим, Синявского и Даниэля, и делают из них мучеников. Таким образом власть начинает работать против себя. А есть более продвинутая схема воздействия на представителей креативного класса. Как известно, самый прочный металл — это золото, потому и цепи из него самые прочные. Когда, скажем, начинается не прямое преследование, а когда представителей креативного класса, которые привыкли хорошо жить и хорошо зарабатывать, отрезают от источников дохода, это приносит свой эффект. Это опробовано не впервые сейчас и далеко не в России, а в тех же США и Европе. Поэтому я думаю, что подобного рода действия российской власти, понятно, что это происходит с ведома федеральных властей, принесут свой эффект, и другие представители креативного класса просто подумают и расставят приоритеты, где они денег больше зарабатывают и на какую из сторон лучше работать.

Денис Валеев — промоутер, организатор концертов, директор ООО «МедиаПро»:

— Арбенину, насколько мне известно, привозят не казанские промоутеры. У нее отменились концерты сразу в нескольких городах, где возникли проблемы организационного характера. Здесь нет открытого неприятия, в России она не запрещена — пожалуйста, есть Самара, Воронеж, где она будет выступать. Просто где-то организаторы сочли невозможным проведение концерта. Это не как в советское время, когда артиста запрещали по всей стране. Ты выразил свое мнение — живи дальше, но и у других людей есть свое мнение и право его придерживаться. Поэтому времена сегодняшнего дня и времена СССР отличаются принципиально.

Стоит ли организаторам оценивать политические взгляды артистов? Ситуация, которую мы наблюдаем, уникальная. История с Украиной непредсказуема. Было бы, конечно, проще, если бы музыканты держались вне политики. Потому что каждый по-своему прав, и с той, и с другой стороны звучат гуманные ценности, все вроде за мир. Как говорится, «и тут пошла такая война за мир, что камня на камне не осталось». А в итоге ответственность нести приходится не только музыкантам, но и их организаторам. Кроме возврата стоимости билетов есть еще расходы на рекламу концерта — и здесь все будет так, как организатор договорится с артистом. Это условия их договоренностей: либо идет возмещение со стороны артиста, либо это будет производиться в ходе последующих мероприятий. Это двусторонний вопрос.

Хотя это, безусловно, этическая проблема. Нельзя оставаться равнодушным ни к каким вопросам. И это бывало, например, после выступления в Казани Стинг посчитал невозможным выступать в Казахстане в связи с применением насилия при подавлении беспорядков казахских шахтеров. Сказать артисту «не выступай, не выражай своего мнения» невозможно, и выражение своего мнения, скорее, мировая практика.

Если говорить о популярности Арбениной, у нее есть свои поклонники, есть, будем говорить так, свои «ультрас» — фанаты, которые ее обожествляют. Но есть люди, которые просто любят хорошую музыку. Она одна из тех артистов, которые долгие годы держат высокую планку музыкального продукта на уровне интеллектуального рока. Это больше чем рок, там есть и фолк, и romance — это непростая музыка, не «дискотечные попрыгунчики». Это очень русский продукт, высококачественный и современный, это питерская школа. И люди, которые ее слушают, тоже многое понимают.

Леонид Барышев — директор концертного агентства «АртОтдел»:

— Организаторы концертов никогда не застрахованы от ситуации, сложившейся с отменой концерта Арбениной. Договариваются о концерте задолго до того, как происходят те или иные события. И организатор в этой ситуации остается просто крайним. В этом-то вся и проблема: в конечном итоге организатор, получается, отвечает за то, что делает и говорит артист.

Организатор запускает концерт: оплачивает аренду зала, тратится на рекламу, на логистику и так далее. Обычно приходится выходить из положения за счет договоренностей с артистом. Но вообще, все риски, вся ответственность перед публикой у организатора. Схема возврата средств за билеты стандартная, зрители получат деньги обратно. Но организатору все равно надо заплатить за работу промоутеров, распространителей билетов, билетным агентствам — они же качественно выполнили свою работу, и для них не имеет значения, по каким причинам отменен концерт.

Не берусь оценить в цифрах, сколько зрителей могли прийти на концерт Дианы Арбениной в Казани. Я делал несколько раз ее выступления в Казани — в этот раз организаторы другие. И всегда было по-разному. Но альбом — это 20 лет на сцене, юбилей. Понятно, что программа готовилась не один день, это не очередной концерт, это некое событие, и народу должно было быть достаточно.

Подробнее:  www.business-gazeta.ru