Ситуация вокруг Behemoth – свежий случай концертного рейдерства?

Фото: www.wallon.ru

Фото: www.wallon.ru

Свежий случай концертного рейдерства, маскирующегося под общественно-религиозный скандал: польская black-metal группа Behemoth депортируется из России и выплачивает штраф в 2 тысячи рублей за нарушение визового режима. У группы есть до 15 дней на то, чтобы опротестовать решение Федеральной миграционной службы либо исполнить его. Таков итог трехнедельного турне команды по городам нашей гостеприимной страны. Я расскажу вам, кому выгоден этот скандал.

Об угрозах инициативных групп, сорвавших два выступления команды, Звуки писали еще до начала скандальных гастролей. Было очевидно: блюстители духовных скреп не позволят группе выступить перед поклонниками. Фаны, впрочем, сдаваться без боя тоже не планировали. В итоге выигрыш оказался на стороне, которая оперативно привлекла административный ресурс, воспользовавшись старым дедовским методом подземного стука.

21 мая группа должна была выступать в Екатеринбурге, в Tele Сlub. Однако далее вокалист Nergal (Adam “Nergal” Darski) вышел в Facebook и сначала сообщил, что участников группы “похитили неизвестные люди в тренировочных костюмах”, а потом – что группа задержана и ей предъявлено обвинение в нарушении визового режима.

“Нас задержали представители эмиграционной службы под предлогом неправильно оформленных виз. Когда я сообщил, что мы не намереваемся покинуть клуб без сопровождения представителей польского посольства, пригрозили вывести нас силой. После чего затолкали нас в автобус, где сидело около 10 сотрудников ФМС. Мы попытались дозвониться до польского посольства в Екатеринбурге, но там никто не брал трубку. Концерт теперь, скорее всего, не состоится. Теперь мы хотим только спокойно вернуться в отель, а затем – уехать в Польшу. Головой эту стену не пробьешь” – поведал Nergal.

Позже лидер-вокалист добавил, что у всех участников команды отбирают телефоны, и это уже “похоже на настоящий арест”. Попутно участники группы пожаловались на то, что их содержат в “кошмарных условиях”“стены были вымазаны экскрементами, нам даже не позволили воспользоваться туалетом”.

В 9 утра состоялся суд, его итоги мы знаем. Однако стоит ли исполнять решение суда, или все же стоит его опротестовать, – вопрос открытый.

Мне в РФ по делу срочно

Как стало известно, команде Behemoth инкриминировано то, что вместо визы “на культурные цели” она оформила так называемую “деловую визу”. Поясним разницу: деловая виза – это виза для субъекта, который планирует заниматься на территории РФ коммерческой деятельностью. Виза на культурные цели (она же – “гуманитарная” виза) оформляется для представителей творческих профессий. Для большинства стран, входящих в Шенгенский договор, она бесплатная. Для того, чтобы получить эту визу, артист должен оформить официальное приглашение от компании-промоутера с указанием целей поездки, перечислением всех мест, в которых приглашенный артист будет проживать на протяжении тура, а также площадок, на которых будут проходить концерты. При этом промоутер обязуется нести все расходы, связанные с пребыванием группы на территории РФ.

“У группы Behemoth оказались только деловые визы. Хотя чтобы играть концерты у граждан иностранного государства должны быть культурные визы с осуществлением гастрольной деятельности”, – коротко сообщили на запрос представители Екатеринбургского отделения миграционной службы, отказавшись детализировать свою позицию.

Напомню, что в 2013 году, возбудив позорные иски по доносу депутата Милонова, генпрокуратура РФ нашла нарушения порядка использования российских виз американскими певицами Lady Gaga и Мадонной. Певицы, по мнению ведомства, “использовали обыкновенные гуманитарные визы в целях осуществления коммерческой концертной деятельности.”

Представитель концертного агентства JC-Sound, осуществлявшего гастроли Behemoth в Москве, сообщает: группа не нарушала законодательства, а выполнила рекомендации российской консульской службы. В комментарии Звукам он подробно рассказал о процессе оформления документов для участников команды.

Звуки.Ru: Андрей, почему группа получила деловые визы, а не гуманитарные или рабочие?

Андрей Максимкин: Музыканты изначально подавали документы в Консульство РФ в Варшаве на культурную/гуманитарную визу. В Консульстве их попросили все документы переделать на “business”. Судя по всему представители ФМС трактуют законодательство по-другому, нежели в Консульстве. Это все очень хорошо демонстрирует ситуация с концертами Madonna в прошлом году, после которых МИД и ФМС аналогично расходились во мнение о том нарушала она что-то или нет.

Звуки.Ru: Получается, что переделать визы на бизнес – это инициатива консульства? Вы концерт страховали? Серьезные убытки понесете, если будет отмена? Юридически можно ли провести концерт в те 10-15 дней, которые группа может оставаться в Москве?

Андрей Максимкин: Отмена концерта – это всегда серьезные убытки. По имеющейся у нас информации, представитель группы продолжает переговоры с ФМС относительно возможности проведения концертов в оставшихся городах.

Звуки.Ru: – Сколько времени у вас есть на решение?

Андрей Максимкин: На данный момент музыканты группы Behemoth еще не приняли решение об отмене или продолжении гастролей, в том числе, включая московский концерт. У них есть 10-15 дней на то, чтобы самостоятельно покинуть территорию России.

Удобство избирательного законодательства

Звуки попросили прокомментировать ситуацию профессионального юриста, специализирующегося на работе с артистами на территории России.

Андрей Миронов: На мой взгляд, в ситуации необходимо разбираться, поскольку вызывает вопросы: а) деятельность ФМС по задержанию артистов, б) предъявлялись ли им какие-либо документы, или обращения сотрудников ФМС были только устные и не фиксировались в протоколах, в) правомерно ли заявлялось о несоответствии визы и вида деятельности.

Звуки.Ru: Каковы перспективы этого конфликта в суде?

Андрей Миронов: В отношении дела необходимо проанализировать все обстоятельства и только после этого делать заключение – обращаться в суд с требованием компенсаций за сорванные мероприятия и причинение вреда артистам, или разбираться в административном порядке с произволом отдельно взятых сотрудников службы.

Кому выгодны отмены концертов?

Основным выгодополучателем “православных активистов” и других организованных хейтеров являются разнообразные рейдерские конторы. Они используют свою послушную, брызжущую слюной паству для прессинга и шантажа организаторов концертов и театральных постановок.
Схема работы рейдеров крайне проста, но эффектна: для начала создается громкий прецедент, при этом “козлом отпущения” назначается группа или шоу, которые изначально находятся в маргинальном поле и вызывают споры. Шоу показательно отменяется, отмена не влечет за собой существенных протестов. После чего активисты просто начинают ходить по организаторам концертов и требовать “отступных” за то, что их артистов не будут преследовать. Рейдерский бизнес в крупных городах малодоходен, поскольку инициативы хейтеров обычно встречают цивилизованный отпор. Однако в регионах он процветает: для давления на промоутеров используются разнообразные административные службы – от ФМС и наркоконтроля до РАО и пожарников. Широко известен, в частности, случай шантажа галериста Марата Гельмана со стороны “православного активиста” Дмитрия Энтео.

Имея дело с шантажистами всех мастей, необходимо помнить: каждый подобный случай сокращает возможности для культурного обмена российских артистов. Отношение к концертному рынку России существенно подорвано по итогам скандалов с Мадонной (Madonna), Lady Gaga, Элтоном Джоном (Elton John) и Bloodhound Gang, а также многочисленных белорусских и украинских групп. Ситуация с задержанием и депортацией артистов – новый повод для отмены концертов групп, которых любят и ждут в стране тысячи фанатов. И не надо кивать на тематику песен и “страшный” имидж групп: при желании, найти повод для преследования можно. А восстанавливать репутацию страны придется долго.

Важно отметить, что пропаганды в творчестве поляков (впрочем, как и Ляпис Трубецкой, и других популярных экстремалов) нет как класса. Концерты проходят в закрытых помещениях, и люди, которые не знают творчество группы, все равно туда не пойдут. На афишах Behemoth никаких перевернутых крестов нету – только название группы, место и дата. Парадокс в том. что если бы не акции хранителей скреп, то все эти концерты проходили бы, в общем, незамеченными. Именно “активисты” привлекают внимание к концертам “сатанистов” и делают им рекламу (кто бы еще вынес “Бегемот” в топ Яндекса?).

Подробнее: www.zvuki.ru