Для кого работают музеи?

1-2(1)

Музеи живут с нами в одних городах. И двери в них открываются ничуть не тяжелей, чем в кинотеатры или кафе. Но если на премьеру фильма или в гардероб заведения общепита очереди периодически образуются, то у входа в музей скопление людей – явление редкое. Исключение составляют разве что массовые «окультуризации», когда на экскурсии выводят организованные группы школьников и студентов.

Между тем работники культуры что только не придумывают, дабы вернуть музеям былую популярность: привозят известных художников, скульпторов и фотографов, создают пиар-отделы, разрабатывают сайты и демонстрируют потенциал учреждений на какой-нибудь ежегодной акции. Все эти реанимационные мероприятия, конечно, делают своё дело, но положение, увы, не спасают: по статистике «Яндекса» запрос «купить билет в кино» набирают в десятки раз чаще, чем «купить билет в музей».

«Почему люди не ходят в музеи?» – в теме разбирались вместе с потенциальными посетителями музейных выставок. За несколько часов в сети околокультурный вопрос собрал более полусотни мнений городских жителей – людей молодых и не очень, с высшим образованием и без, работающих и безработных.

Многие тагильчане равнодушное отношение к музеям объясняют просто – родом оно из детства. Повзрослевшие школьники и студенты (те самые, которых загоняли на выставки с целью воспитания патриотизма к своей малой родине) уже не помнят, конечно, заученного до зубов текста экскурсовода, но уверены: проблему консервативности музеев, которым не один десяток лет, не решить.

Юлия Мануйлова, 27 лет, инженер-технолог: «В тагильские музеи ходила, когда училась в школе/техникуме/университете. И всегда это было “обязаловкой”, что отбивало всякое желание прийти туда вновь. Сейчас даже в мыслях не возникает: “А давайте-ка сходим в выходные в музей!». Видать, стереотипы, что будет “скучно, долго, нудно”, прочно засели в моей голове».

Любовь Адеева, 50 лет, специалист отдела УФМС: «А у нас Питер что ли? В какой музей-то идти?».

Кирилл Смагин, 26 лет, инженер-программист: «Не хожу в музей, потому что это скучно. Что бы я там мог увидеть? Например, боевое облачение карфагенца? Само по себе оно меня не очень интересует. А вот если привнеси в этот процесс динамику, то есть боевое облачение карфагенца времен Второй Пунической войны – вот это интересно. Мне как представителю “интеллектуального большинства” интереснее фильм о развитии событий той эпохи, а потрогать предметы и артефакты – это уже к эстетам».

Пока одни годами культивируют мнение, что положение на периферии никакими способами не спасти, да и спасать не надо, другие о том, что в их городе, помимо прочего, есть еще и музеи, иногда вспоминают. Обычно это случается раз в год на «Ночь музеев». Всё остальное время, рассуждают участники опроса, музеи представляют собой кладбища искусств.

Ольга Вылегжанина, 25 лет, в отпуске по уходу за ребенком: «А действительно, почему? Я сама была в музее, если честно, года два назад. Это была «Ночь музеев». Мероприятие посещала до последнего времени ежегодно. Обычно в музей идешь, когда привозят какую-то новую экспозицию, а это почему-то не так часто происходит. А ходить и смотреть одно и то же, люди не очень- то любят».

Евгения Волкова, 34 года, преподаватель йоги: «Я хожу в музеи, когда есть такая возможность. Экспозиции редко обновляются. А люди не ходят в музеи, потому что замотивированы на другое. Хотят хлеба и зрелищ. А в музее не кормят, и экшн особый отсутствует. Многие посещают музеи в интернете, где выставки интересные, а физически оказаться не можешь – накладно».

Вячеслав Чащин, 46 лет, временно безработный отец троих детей: «По музеям ходить времени нет. Да и что там? Те ещё кладбища искусств. На «Ночь музеев» ходил со старшим сыном. Там, конечно, всё другое какое-то, живое».

Есть среди тагильчан и те, кто в музей ходит каждый день. На работу. Они обеспечивают тихое существование хранилищ истории, смахивают с экспонатов вчерашнюю пыль и мечтают о большой и благодарной аудитории, как привлечь которую – не знают.

Татьяна Пермякова, 25 лет, специалист отдела обучения и развития персонала на предприятии: «Бываю в музее каждый день – я там работаю. В последнее время музеи посещаю чаще, работа обязывает. Однако… всё равно недостаточно. Хочется написать: нет времени. Да только понимаю, что это не оправдание. Причина, должно быть, кроется глубже. Возможно, у нас изначально не сформирована потребность в такой форме культурных знаний. Возможно, срабатывают стереотипы: музей – это официозно и скучно. Да еще все эти таблички – “Руками не трогать!”. Однозначно ответить на этот вопрос не удается. Возникает другой: что делать?».

Екатерина Курлаева, 26 лет, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств: «Я думаю, что причина “нехождения” в музей связана во многом с тем, что в современном обществе происходит бомбежка информацией, рекламой того, где можно провести досуг в формате “шоу”, а музей на фоне этого выглядит как место, в котором придется “скучать”, поэтому интерес к музею возникает по большей части во время грандиозных мероприятий, например «Ночи музеев».

Пока специалисты решают, как реформировать структуру в целом, а постоянные музейные экспозиции тем временем продолжают утрачивать свою актуальность, тагильчане уверены: проблема непопулярности музеев – исключительно периферийная. А что думают те, кто сменил свою провинциальную прописку на заграничную, столичную или на прописку в областном центре?

Валентина Шипулина, 26 лет, музыкант, г. Киев, Украина: «Не хожу, потому что там энергия стоит. По крайней мере, я так чувствую. Музеям предпочитаю “живые” инсталляции, биеннале, или музеи, в которых есть “движение”. Часто, увы, музей – это груда пыли с запахом нафталина. Есть такие музеи, в которые вернусь не один раз. Но в основном в музеи не хожу».

Наталья Братухина, 25 лет, путешественник, г.Москва: «У меня есть список музеев, которые я обязана посетить. Успехи “черепашьи” – раз в месяц хожу. А вот еще интересный вопрос, почему, приезжая в другую страну или город, мы обязательно идем в музей? В том месте, где мы живем, такая же интересная история… А насчет частицы “не” – мы слишком озабочены курсом рубля».

Анна Назарова, 24 года, менеджер, г.Санкт-Петербург: «В детстве с удовольствием ходила в музеи, меня туда водили – родители, бабушки дедушки…. Сейчас самостоятельно нечасто хожу в музеи, хотя живу в городе, где очень много и к тому же самых разных музеев. Почему редко? Скажу прямо: у меня нет сейчас потребности. Вот так, чтобы я сидела и выбрала, в какой же мне музей сходить на выходных – это редко. Обычно это что-то новое и нетривиальное: картины Сильвестра Сталлоне, ожившие полотна Ван Гога…. Кстати, мне совсем не понравился формат просмотра экспозиций, передаваемых с проектора на стены, что, к сожалению, сейчас в тренде. Приезжая в другой город, я посещаю музеи. Это очень приятный, оперативный и душевный способ узнать историю города, культуру. Ведь времени обычно мало, в отличие от города, в котором живешь. Ещё мне нравится ходить с кем-нибудь, у кого есть дети. Но это, пожалуй, отдельная тема для обсуждения. Дети смотрят иначе. Своих детей обязательно буду водить лет с трёх. И очень благодарю родителей и бабушек дедушек, что водили!».

Екатерина Дерябина, 25 лет, учитель русского языка и литературы, г. Екатеринбург: «Сейчас живу в Екатеринбурге, где очень много выставочных залов, но, к своему стыду, была только в некоторых из них. Почему? Может потому, что тяга к праздности и утехам в нашем городе поглощает и порабощает умы? Ведь в первый год проживания в Екб, мы с подругами посетили все возможные… нет, не музеи, к нашему стыду, а клубы и бары. И это определенный показатель – в молодежной среде это “не принято”… Но теперь я образумилась и музеи посещаю исправно, всегда стараюсь сходить на выставки, когда бываю за границей. И знайте – это я для тех, кто был в музее в лохматом году – современные музеи настолько прекрасны, что можно умереть от восторга!».

Особая группа людей – те, кто между походом в кино и походом в музей, не задумываясь, выбирают последнее. Это «музееманы». От обычных людей их отличает немногое: они почему-то очень любят музеи. И те, что в самой глуши, и те, что находятся в центре жизни.

Мария Быкова, 25 лет, менеджер типографии, Пермь: «Только хотела гордо сказать, что я-то не такая, что я-то хожу в музеи, но потом задумалась и спросила себя: а когда я, собственно, в последний раз была в музее? И зависла. Давно, очень давно. “Фу, какая я,” – подумала. А потом вспомнила. В последний раз была в музее месяц назад, 12 ноября. Это был музей “Литературная жизнь Урала XIX века” в литквартале в Екатеринбурге. А до этого я была в Доме-музее Пастернака в августе. А до этого – на выставке работ Дали в июне. А до этого… не помню, но всяко куда-то еще ходила. Это не считая всевозможных небольших выставок и экспозиций вроде павильонов. Да я, получается, музееман! Хотя, если подумать, раза четыре в году бессистемно посещать музеи совершенно разной направленности – это, наверное, вообще ни разу не показатель “музееманности”. Я люблю музеи, на самом-то деле. Особенно тихие провинциальные в каких-нибудь селах, где ты за весь день единственный посетитель – бродишь по залам и наслаждаешься пустотой, тишиной, затерянностью. А вовсе не, зачастую, нищенской экспозицией».

«Музееманство» – вид увлечений уникальный. И среди тагильчан, не покинувших свою малую родину, музееманы наверняка встречаются. Они знают, что дверь в галерею открывается легко, а музеи не существуют, а живут. Сегодня в Нижнем Тагиле для посетителей открыты около десятка (если не больше) музеев и самостоятельных творческих площадок: музей изобразительных искусств, краеведческий, музей Бондина, Дом Черепановых, музей-заповедник, «Демидовская дача», галерея современного искусства «Кубива», заводские музеи…

Источник: mstrok.ru

Комментарии

Другие публикации